В рельефе местности около реки Днестр различают
четыре террасы. Село Чобручи расположено на второй – средней – террасе,
на левом берегу Днестра, в 22 километрах ниже города Тирасполя, на
Южно-Приднестровской равнине. Эта равнина идеально ровная и дальше на
восток, уже в Украине сливается с Причерноморской низменностью. На месте
села Чобручи люди жили уже более тысячи лет до нашей эры. Это
доказывают исторические документы и археологические раскопки. В
частности, греческий историк Геродот в середине V в до н. э. писал, что
древнейшими обитателями Северного Причерноморья были киммерийцы.
«Геродот говорит, что ему показывали могилу киммерийских царей близ
Днестра». Киммерийцами называли племена, обитавшие до скифов на широком
степном пространстве между рекой Днестр и Азовским морем. «Основную
массу современного Геродоту населения Северного Причерноморья составляли
племена скифов»(1). В шестидесятые годы ХХ века «…на северо-восточной
окраине села Чобручи найдено уникальное для этих мест большое, высотой
более двух с половиной метров, каменное изваяние эпохи бронзы (II
тысячелетие до н. э.). Статуя из светлого песчаника изображает воина
патриархально-родового вождя…» (59). Об этой находке написано: «Весной
1966 года на склоне кургана близ села Чобручи Тираспольского района
найдена антропоморфная стела бронзового века из местного плотного
песчаника. Она представляет собой четырёхугольное в сечении изваяния
высотой 2.58 м, шириной 0.32 м, толщиной 0.2 м. Время изготовления –
ХVIII-XV века до н. э. …(2)». «Статуя из Чобручей воздвигнута в честь
патриархально-родового вождя и была объектом почитания сородичей и
соплеменников. К концу II началу I тысячелетия до н. э. в степной зоне
Причерноморья расселились племена оседлых скотоводов с
патриархально-родовым строем, относящихся к срубной культуре,
приписываемой племени киммерийцев… (56;стр. 25, 26, 27. На стр. 96 рис.
20 – «фигура племенного вождя села Чобручи»)». «В окрестностях села
Чобручи насчитывалось 33 кургана. В одном их курганов, находившемся в
полуверсте от села (над лиманом Жепщи) водою были вымыты человеческие
кости и клад серебряных монет (3)». В том же источнике (выпуск 5) при
описании памятников сарматов и племён Черняховской культуры отмечается:
«… селище находится у села Чобручи Слободзейского района, рядом с
фермой, справа от шоссе Слободзея - Незавертайловка, на высоком коренном
берегу в пойме Днестра, рядом с животноводческой фермой. На площади
1000х500 м обнаружена Черняховская керамика. Открыто А.И. Милюковой в
1958 году (4)». «На сравнительно небольшой территории, непосредственно
примыкающей к сёлам Глиное, Чобручи и пос. Слободзея, найдено огромное
количество разнообразных археологических памятников. Своеобразие этой
местности было отмечено ещё античными географами и дореволюционными
исследователями. У села Чобручи была древняя переправа через реку Днестр
(Тирас) и совместно с благоприятным природным ландшафтом (отличные
пастбища, обилие зверей и рыбы, наличие лесов) привели к возникновению
здесь долговременных поселений и кочевнических стойбищ, курганных и
грунтовых могильников. В античное время (VI до н. э.) через реку Днестр
существовали переправы: Дубоссарская, Бендерская, Чобручская и
Паланкская. Переправа у села Чобручи позволяла коннице переправляться
вброд и поэтому за эту переправу постоянно воевали. Во дворе одного из
чобручских крестьян в 1881 году была найдена мраморная плита
(эпиграфический памятник) с декретом г. Тиры, изданном при римском
императоре Коммоде в 181 году н.э., подтверждающая право гражданам Тиры
на беспошлинную торговлю…. В ХIХ веке на берегах Днестра местные жители
нередко находили различные древние вещи, начиная от кремниевых
наконечников стрел, до турецких и русских старинных мечей. В сороковые
годы ХIХ столетия крестьяне, узнав о многочисленных находках и кладах (в
т. ч. золотых) в поисках золота бросились копать курганы. В курганах
находили человеческие кости, каменные плиты, керамику, оружие, конское
снаряжение и др.... В 1897 году крестьянин Иван Василатий принялся
искать клад в кургане у села Чобручи, на котором стояла мельница Евдокии
Дормы. Но вместо клада нашёл глиняный кувшин.(5)» В 1899-1900 и
1910-1911 годах супругами И.Я. и Л.П. Стемпковскими у села Чобручи были
раскопаны и обследованы тридцать курганов различных исторических эпох.
Эти курганы были различных размеров: высотой от 0,63 до 2,75 метров. (6)
Здесь находились как курганы эпохи бронзы, так и скифского времени (7).
В «Тираспольских курганах» (как отмечается в научной документации о
курганах у сёл Чобручи и Глиное) за короткий срок было открыто несколько
сот разновременных захоронений (научная документация опубликована,
сохранилась в научных учреждениях Херсона и Санкт-Петербурга). При
раскопках у села Чобручи обнаружены: - «черепок грубого глиняного
сосуда»; - «фрагмент огромный цилиндрической бусины из синего стекла
(скифское погребение)»; - «серия из шести черняховских поселений у сёл
Глиное, Чобручи и пос. Слободзея»(8). - в 1968 году В.А. Дергачёв,
проведя спасательные раскопки курганов ямной культуры, обнаружил 163
захоронения ранней и средней бронзы (7); - «… Между с. Чобручи и п.
Слободзея, на площади в 30 га при раскопках многослойного поселения
обнаружены жилые, культовые и хозяйственные сооружения». Этот памятник
позволяет судить об исторических процессах, проходивших в Приднестровье в
период с середины I тысячелетия до н. э., до середины I тысячелетия н.
э. (10); - три грунтозахоронения более раннего времени (10); - отдельные
фрагменты столовой усатовской посуды с росписью (10); - «…Аэроразведка
показала существование на чобручском участке не менее пятидесяти
курганных пятен. Они свидетельствуют о наличии здесь в III в. до н.э.
стабильного скифского поселения» . - «…Жилой комплекс (3,5х3,5 м с
ямами различного назначения, глубиной 1,5 м)»; - лощило из ручки амфоры с
клеймом (285-180 гг. до н.э.), клеймо подтверждает, что местность, где
ныне находится село Чобручи, была обитаемой практически весь III век и
первую четверть II века до н. э.» ; - «… в кургане у села Чобручи,
где находилось, по-видимому, женское погребение, сопровождавшееся
керамикой, украшениями и зеркалом, также найдены одни удила» ; -
«71.Чобручи, 167. 99/348. В.П. кости человеческой головы на С (севере)
слегка расчленённые конечности и череп лошади на С (севере) на правом
боку. (рис.2/9, обряд Е,- IV период)» (61); - «82.Чобручи 198. 99/376.
К.,0,7м.О.П. кости в прямоугольной яме (2,1х0,8х0,7м) голова на З
(запад), в каменном ящике, обрамляющем стены могилы.